Как сделать интернет магазин. 5 шагов.
Продаете товары через магазины? В 2023 году? Значит точно уже много раз думали о том, насколько выгоднее продавать через интернет, как это снизит расходы на персонал, аренду и содержание торговых площадей. Поэтому создание собственного интернет магазина и налаживание его работы - это обязательные задачи для выживания и развития бизнеса.
Краткий обзор как запустить интернет магазин, на примере среднестатистического малого бизнеса.
Тут разбираем пример простейшего полноценного интернет магазина, но не совсем "стартапа"! Если вам надо продавать 10 видов тортиков - для этого есть решения на базе Тильда, LPMotor (очень перспективный российский сервис, рекомендую) или Битрикс24
Я расскажу как реализованы те или иные возможности на сайте и какие есть вариации. Если вы не знакомы с сайтостроением, и только хотите создать например свой интернет магазин - так будет понятнее.
Итак, ПРИМЕР - задача: создание интернет магазина строительных материалов. товары - как свои, так и поставщиков, то есть перепродажа. Бизнес - оптовая и розничная торговля преимущественно отделочными стройматериалами и ряд сопутствующих.
Это - краткий обзор, если делать подробный - это книгу писать надо)
Этап 1 - CMS и дизайн:
- Платформа - выбор в сторону 1С -Битрикс как лидера рынка однозначно. Редакция для полноценного интернет магазина - 1С-Битрикс: Малый Бизнес. Цена лицензии на момент написания статьи 40900 руб.
- Дизайн - в данном случае всегда есть варианты, есть два пути - использовать готовое решение или создавать свое "с нуля"
https://marketplace.1c-bitrix.ru/solutions/aspro.next/ - универсальный
https://marketplace.1c-bitrix.ru/solutions/krayt.floor/ - уже "заточенный" под особенности товаров - отделочных материалов
Вариантов много и подбирать нужно индивидуально, под требования и задачи бизнеса и особенности каталога.
Тут стоит сделать отступление - на самом деле первый шаг - это составление технического задания, в котором с разной степенью подробности нужно расписать какие товары и как именно будут продаваться через интернет магазин, как будут размещаться товары, какие интеграции будут использоваться... Либо подробное техническое задание, либо - общее понимание между заказчиком и исполнителем конечного результата и договоренность о гибкости в разработке.. и работа в режиме потока. Эта тема на отдельную статью.
Стоимость готового решения в среднем 40 - 60 тыс руб. Покупаем, установка в течение рабочего дня - и с сайтом можно работать дальше.
2.2. Второй путь - разработка собственного дизайна. В таком случае проект сразу переходит в разряд "всё серьезно" и начинать нужно с проектирования, макетирования и дизайна.
Стоимость тут уже складывается из:
- стоимости проектирования и макетирования (и срок с согласованиями и правками меньше месяца вряд ли выйдет)
- стоимости дизайна - зависит от дизайнера. На фрилансе найти можно и таких, которые готовы взяться за 20 тыс руб., но серьезный проект им доверять сложно) всё таки это интернет магазин, а не лендинг на тильде, тут требуется понимание дизайнером юзабилити интерфейсов не только каталога товаров, но и работы в личном кабинете, оформления заказов, и тому подобное. Так что лучше рассчитывать на суммы в несколько раз больше, и сроки от 1-го месяца, если очень плотно заниматься проектом.
- Верстка дизайна. Дизайн - это изображения "в слоях", которые верстальщик должен еще перенести на CMS. Стоимость и сроки - зависят от дизайна.
Этап 2 - Адаптация дизайна
Итак, у нас есть дизайн и структура.
но - у него ничего общего с тем, что мы хотим продавать:
Так что возвращаемся к техническому заданию (а без него - никуда!) и приводим дизайн шаблона (готового решения) под требования заказчика - где и как и какой контент должен быть отражен, какие сценарии работы пользователей.
Также на этом этапе происходит доработка дизайна - соответствие брендбуку (насколько это возможно), цветовые и стилистические решения.
Частично - тут же начинаем размещать контент, так как создать блок с акциями и не разместить там реальные акции было бы как то странно.
Звучит просто, но доработки могут быть весьма серьезными.
Итог - все лишнее убрали, все нужно - разместили:
Пример на скриншоте - Сайт интернет магазин стройматериалов https://tdsel.ru/ (разработка сайта - https://sp-advert.ru/)
Этап 3. Товарный каталог
Для магазина - самое интересное.
Тут есть три распространенных пути (и еще некоторые экзотичные, их не рассматриваем)
1. "Заливка" и синхронизация товаров из базы данных товаров - например 1С.
1С-Битрикс имеет прямую интеграцию с 1С, настраивается стандартными средствами. Но тут конечно нужен специалист на стороне 1С с "прямыми руками" и пониманием и опытом синхронизации каталога товаров с сайтами.
Без этого волшебника - специалиста по 1С, и собственно базы товаров в 1С, которая поддерживается в актуальном состоянии и заполнена по всем правилам - делать синхронизацию с сайтом не имеет смысла
Это относится к тем вопросам, которые надо решать ДО разработки интернет магазина.
Это наиболее распространенный вариант работы с базой товаров интернет магазина. Это обусловлено в том числе и тем, что сайт не только синхронизирует товарный каталог, но и осуществляет обмен заказами
2. Синхронизация со сторонними каталогами/базами товаров
Многие производители, которые активно сотрудничают с дилерами - предоставляют свой каталога товаров для автоматизированно выгрузки на сайты дилеров. От самых простых решений - типа XML файлов выгрузки, до более "замороченных", но в целом - по каждому поставщику можно настроить выгрузку на ваш сайт товарного каталога и синхронизацию наличия / описания и стоимости с определенной периодичностью (хоть каждый день, например в час ночи - на ваш интернет магазин будет выгружаться актуальные цены и товары вашего поставщика)
При этом обычно стоимость товара устанавливается согласно РРЦ (рекомендуемой розничной цены), которая часто указана в базах поставщика, но можно установить и наценку (как простую фиксированную, например 5%, так и "сложную").
3. "Парсинг" сайта поставщика
Ничего криминального) Но вот например - вы продаете не свой товар, а товары некоего производителя, который не может вам предоставить базу товаров в электронном виде (как в пункте выше), а в лучшем случае присылает эксельник с ценами раз в неделю.
10-20, да даже 100 товаров еще можно разместить на сайте "ручками" несчастного контент-менеджера. А вот несколько сотен и тысячи уже конечно нецелесообразно. В таком случае (конечно лучше после всех попыток получить доступ к базе товаров методом просьб и уговоров) - можно написать скрипт, который "скопирует" товары с сайта поставщика на ваш сайт.
Остается вопрос - работы с таким каталогом. Поддерживать актуальность наличия товаров и их стоимости вам придется вручную на сайте. Это конечно тоже допустимо, но надо предварительно оценить и быть к этому готовым
4. Дропшиппинг
Это по сути вариация пункта 2 - так как по принципу дропшиппинга работают крупные поставщики самых разных товаров и работают "за процент" и они заинтересованы в продажах и всячески помогают тем, кто с ними работает, предоставляя все возможности для синхронизации номенклатуры.
Если работаете по дропшиппингу - первый вопрос - как разместить товары на своем сайте. Вам точно помогут.
5. Ручное заполнение каталога
Такой вариант все таки надо рассмотреть, он имеет право на существование и встречается чаще, чем кажется.
Ваши менеджеры вручную размещают товары на сайте. Всё понятно. Лишь бы не ошибались в ценах)
Этап 4. Оплата / доставка / заказ товара
Итак, предположим, что мы прошли этапы 1-3 и имеем сайт с каталогом товаров с актуальными ценами. Их надо начать продавать.
Доставка
Если вы продаете товары в пределах одного города, то скорее всего этот пункт в оформлении покупки будет максимально простым:
При расширении зоны доставки , так же веса / объема товара все становится интереснее:
- Зоны доставки (фиксированная, плюс расчет по километражу)
- Зависимость от веса и объема (курьер? грузовое авто?)
А если дальше и уже не своими силами?
Для расчета доставки можно использовать различные модули, требующие настройки - они определяют расстояние от склада до покупателя и расчетная стоимость добавляется к заказу.
Транспортные кампании подключаются с помощью модулей для CMS , при этом требуется иметь с ними договор на поставки разумеется.
Оплата. Эквайринг и 54 ФЗ.
Тут в нашу общую команду по запуску интернет магазина надо присоединить бухгалтера)
На самом деле подключить оплаты можно и самостоятельно, но знания и понимания законодательства и бухгалтерии вам понадобятся.
Многие сервисы готовы помогать (не бесплатно) с подключением.
Лучше обратиться к крупным системам приема платежей, например https://cloudpayments.ru/
Они уже помогут с подключением, а на стороне сайта - техническая реализация.
Этап 5. Запуск сайта.
Торжественный момент, в подготовке к которому нужно все подготовить.
Хостинг, домен (купленный заранее и желательно уже проиндексированный), SSL - само собой.
Финальное тестирование работы всего сайта - уведомления, оформление заказа.
Подготовка администратора сайта к работе с заказами. В штате должен быть сотрудник, который умеет работать с сайтом на уровне контент менеджера и обработки заказов в интернет магазине. Также на него сводятся контакты техподдержки сайта, хостинга, бухгалтера и интернет эквайринга.
Этап 6. Важнейший. Стратегия продвижения и получения трафика на сайт.
В статье это шестой этап, но должен быть первым и даже "нулевым". Этот этап лучше начинать параллельно, если не "до" начала работ по сайту.
Вы должны понимать - как и где вы будете получать посетителей на сайт. И сколько денег вы готовы потратить на это.
Идеально - иметь отдел маркетинга, или маркетолога, или подрядчика, который занимается продвижением и рекламой. Тут зависит от ваших задач и бюджета.
Для "холодного запуска" - оптимальны рекламные кампании на Яндекс Директ.
С этого обязательно надо начинать.
Если у вас уже были контакты со своей аудиторией - то рассылки по базе клиентов, по подписчикам в соц сетях и т.д.
Дальнейшее расширение рекламы:
- Ведение рекламных кампания на Яндекс Директ, расширение аудиторий, АБ тестирование и постоянное совершенствование
- Таргетированная реклама в социальных сетях. Актуально - ВКонтакте и Одноклассники
- Реклама в Телеграме, у блогеров, на ютуб - работа маркетолога, который будет договариваться о размещении рекламы.
- Продвижение, поисковая оптимизация (SEO) - король трафика, самое важное, и часто самое сложное, самое эффективное и в тоже время самое рискованное мероприятие. Но если вы в бизнесе "не на один день" - то инвестировать в это направление нужно обязательно